С целью исключения вероятности перегрева двигателя и для обеспечения циркуляции жидкости используют водяной насос. Когда помпа выходит из строя, это становится причиной утечки антифриза из прокладок или уплотнений. В итоге антифриза в системе остаётся всё меньше и меньше, а значит, мотор не получает необходимое охлаждение. В итоге поломка помпы становится причиной нарушения в работе двигателя, в первую очередь это деформация головки блока цилиндров (ГБЦ), прогар прокладки, задиры на цилиндрах и поршня. Избежать столь неприятных последствий можно только удостоверившись, что помпа в порядке, однако если это не так нужно как можно рее её починить или заменить.
Наиболее распространённые неисправности
Опыт ни одного поколения мастеров показал, что существует ряд наиболее распространенных проблем, которым подвержен данный элемент в конструкции двигателя. Водители и специалисты сервисных центров отмечают такие измерения как ослабление привода, деградация уплотнительных прокладок, неисправность подшипника и поломка крыльчатки. В итоге рано или поздно двигатель просто перестаёт работать, в свою очередь своевременное проведение диагностических мероприятий позволяет предотвратить такое развитие событий.
Ослабление или отказ привода
Для соединения помпы и двигателя используют приводы, всего существует три их разновидности – зубчатый, ременной и электромагнитный приводы. Они нужны для обеспечения циркуляции ОЖ в стабильном режиме.
Зубчатый привод оснащён ремнем с выступами, они входят в контакт со шкивом водяного насоса. Таким образом удаётся гарантировать точное, синхронизированное движение крыльчатки. Если помпа оснащена ременным приводом, то это плоский или клиновидный ремень, он «обматывается» вокруг шкива помпы. Данный способ является самым простым и гибким вариантом передачи.
А вот электромагнитный привод оснащён электрическим двигателем, в таком случае запуск крыльчатки никак не связан с работой мотора. В данном случае помпа работает тогда, когда в этом есть необходимость, что позволяет уменьшить нагрузку на коленчатый вал.
Деградация прокладки
Прокладка помпы сделана из плотного материала, она должна препятствовать утечке тосола из корпуса. Как правило, для производства этого элемента выбирают резину или металл. С течением времени прокладка теряет свои первоначальные свойства под воздействием таких факторов как трение, тепло или давление. Если прокладка протекает, то это становится причиной перегрева двигателя, так как ОЖ будет просто вытекать. Определить это можно по ряду признаков:
- видимые признаки нарушения целостности;
- под автомобилем заметны следы утечки автомобиля;
- в расширительном бачке или радиаторе недостаточно высокий уровень давления;
- из моторного отсека идёт пар или дым;
- двигатель перегревается.
Если прокладка помпы износилась, её придётся как можно скорее заменить. Мастеру для замены прокладки необходимо осуществить ряд действий:
- подождать пока температура двигателя упадёт;
- ещё через полчаса он сливает тосол из системы;
- после чего он отсоединяет привод и удаляет болты для крепежа.
Высока вероятность, что на поверхности корпуса водяного насоса будут следы старой прокладки, так как в процессе использования она прикипает к поверхности в зоне стыковки. Для удаления этих загрязнений можно использовать даже плоскую отвёртку, после чего затереть места мелкой наждачной бумагой. Для установки прокладки из жесткого материала необходимо использовать герметик, а вот для установки эластичной помпы это условие не требуется. После этих действий мастер закрывает болты, однако и на этом этапе необходимо быть осторожным и не оказывать значительного давления.
Несмотря на то, что описание работы выглядит максимально просто, выполнять их самостоятельно не рекомендуется, так как высока вероятность допущения досадных мелких ошибок, которые оказывают негативное воздействие на процесс эксплуатации автомобиля.
Выход подшипника из строя
Подшипник помпы необходим для поддержки вала в корпусе, он нужен для плавного вращения. Этот элемент тоже может сломаться, в связи со значительной степенью износа он может начать стучать, покрывается ржавчиной, также в ходе эксплуатации он подвергается перегреву, его покрывают абразивные частицы. Понять, что подшипник вышел из строя просто, об этом говорит ряд признаков:
- в ходе работы двигателя из области водяного насоса издаётся громкий скрежещущий или визжащий звук;
- ОЖ бесконтрольно уходит из сальника или прокладки;
- двигатель подвержен перегреву, также в ходе работы показатель температуры постоянно меняется.
Замена подшипника обязательно, так как от его состояния зависит работоспособность и функционал помпы. Также отсутствие ремонта приводит к потере валом правильной центровки, повреждению сальника и как итог антифриз вытекает наружу.
Разрушение крыльчатки
Крыльчатка или рабочее колесо в процессе работы центробежного насоса должно вращаться и таким образом передаётся энергия от маховика к антифризу. В конструкцию колеса входит основа и лопасти, она создана для образования эффекта водоворота, я процессе вращения жидкость перемещается из корпуса в точку нагнетания.
Есть два варианта лопастей:
- из пластика. Для производства используют композиты, они мало весят, но зачастую их прочность не соответствует условия эксплуатации;
- металла. Их делают из стали, чугуна или сплавов на основе алюминия.
Использование лопастей из пластика позволяет исключить возможность повредить блока двигателя или головки цилиндров в если они ломаются. Данная конструкция не подвержена образованию острых кромок, которые могут нанести вред другим элементам, с которыми входят в контакт. Также они практически никогда не становятся причиной кавитации, то есть исключено образование ударных волн. Однако, несмотря на свои преимущества они более хрупкие, к поломке может привести высокое тепловое напряжение, износ или механические воздействия.
Если повреждение получит крыльчатка из металла, то она может повредить блок или головку мотора. Также растёт и риск кавитации, что особенно выражено, если оно было плохо отбалансировано. Однако работать они значительно дольше, чем изделия из пластика, им не страшны воздействия высокой температуры и давления.